2021-08-09
momoko80

momoko80 (Япония). Женщины самурайской эпохи

В свое время мне попалась на глаза статья Елены Шерман о женщинах эпохи Домостроя. Елена блестяще разбила стереотип «затворницы душного терема», и мне пришла в голову идея написать о женщинах средневековой Японии.

Что приходит на ум при словах «восточная женщина»? Правильно, эпитет «забитая». То бишь необразованная, покорная, бесправная рабыня. Разумеется, женщина в Средние века не имела тех прав, что имеют нынешние европейки или американки. Тем более, я не отрицаю всех темных сторон того времени. Но давайте вглядимся повнимательнее в японскую историю. Что мы видим? Во-первых, женщин-правительниц. Да, императорский трон в Японии занимали женщины наравне с мужчинами вплоть до 1868 года и указа о престолонаследии эпохи Мейдзи.

про женщин самурайской эпохи

Более того, эти женщины-императрицы внесли огромный вклад в развитие государства. Судите сами: легендарная императрица Химико (3 век н. э.) расширяла владения страны, успешно воюя с племенами Изумо. То есть она была командующим армии! При этом, она была духовным лидером страны, применяя «магию и колдовство, очаровывая свой народ» - как писал китайский летописец. И никого не смущал пол императрицы.

Многие знают о древнейших рукописях по истории Японии, которые также являются основой синтоистской мифологии. Это Кодзики и Нихонги (досл. Анналы Японии). Но мало кто знает, что эти труды были созданы по приказу императрицы Геммей (707-715). Она же издает трактат «Фудоки» (описание нравов и земель) и входит в историю как умный государственник, объединивший разрозненные племена в единое бюрократическое централизованное государство. В истории России эта женщина может сравниться разве что с княгиней Ольгой, только на Руси женщины правили как регентши, и в порядке исключения, вплоть до 18 века. А в Японии - самостоятельно и единолично. 


Читатель может скептически заметить, что императрицы - это исключение из правил. Основная масса женщин никакого отношения к власти не имела. Тоже верно. Зато все без исключения женщины аристократических семей были образованны и проявляли себя в литературе. Помните «Собрание мириад листьев» 8 века? Блестящий сборник японских трехстиший танка. Его авторы – как раз эти самые аристократки. Причем женщины придворной японской аристократии упражнялись не только в утонченной любовной поэзии, но и в летописных хрониках «моногатари». Вы можете представить древнерусские летописи типа «Повести временных лет», написанные женщиной? Справедливости ради надо отметить, что мужчины-современники посмеивались над таким творчеством и считали его «низким» литературным жанром. Это неудивительно, поскольку все научные трактаты того времени были написаны на китайском. Женщины же совершили революцию в письменности того времени (11 век): они упростили часть иероглифов и создали фонетическую азбуку японского языка, хирагану. Ею пользуются и поныне, без нее японский язык немыслим. А вот «высоколитературные» китайские трактаты пылятся в музеях и доступны для понимания лишь кучке лингвистов.


Получается, забитые и закабаленные японки средневековья неплохо управляли государством, да еще и оставили след в литературе. Читатель-скептик заметит, что среди аристократов нравы были утонченнее и нечего сравнивать аристократку и крестьянку (в Японии - рыбачку). Хорошо, не будем. Давайте обратимся к запискам Клариса Броунеля. Он посетил Японию в начале 19 века, и его внимание привлекла одна рыбацкая деревушка Ното. Времена уже не средневековые, но в деревнях-то уклад патриархальный, вряд ли там что-то кардинально со средневековья изменилось. Что же увидел Броунель? А то, что женщины могут дольше мужчин быть под водой и глубже нырять. То есть, они искуснее в добыче морских гребешков и моллюсков. Это делало женщин в какой-то мере кормилицами семей, и, по крайней мере, никого не удивлял тот факт, что мужчины сидели с детьми и готовили еду, пока женщины ныряли. Никто не удивлялся, кроме Броунеля, потому-то он сей факт и описал в своих заметках. Отсюда вывод: если обязанности по пропитанию и домашней работе делились между мужем и женой, то и отношения в таких браках должны быть более партнерскими.


Вообще-то, меня удивил тот факт, что японские женщины родовитых семей имели ряд имущественных и социальных прав вплоть до 1185 года. Это было право наследовать имущество и сохранить его в браке, более того, если в семье не было наследника мужского пола, родители могли выдать замуж старшую дочь, и ее муж усыновлялся кланом жены, брал ее фамилию и присоединял свой земельный надел к владениям жены. Неплохо, верно? Поэтому рождение девочки всегда приветствовалось.


В отсутствие мужа жена самостоятельно и единолично управляла делами семьи, находясь под защитой своего клана. Именно эта защита сдерживала мужей от несправедливости по отношению к женам - мужья опасались мести родни.


Ситуация стала кардинально меняться после 1185 года. Страна погрузилась в эпоху феодальных усобиц, реками льется кровь, на место придворной аристократии выходит новое сословие «буси», самураев. Они узурпируют власть, оставив императорскую семью как марионеточный символ «потомков богов и духа Японии». 


Эта ситуация задвинула женщин на второй план, лишила их многих прав, имевшихся ранее, а приход буддизма вообще опустил роль женщин ниже плинтуса, ведь родиться женщиной означает быть существом второго сорта с тяжелой кармой.


Вы думаете, японки смирились с подобным раскладом? Ничего подобного! На историческую сцену выходят женщины-самураи, буке. Это матери, жены и сестры. Они также виртуозно владеют оружием, как и мужчины. Они также верны идеям верности клану и идеям бусидо, как и мужчины. Примеров этого много: жена сегуна Еримото, госпожа Масако - фактически правила страной после смерти мужа и о силе ее воли ходили легенды. В сказаниях о доме Тайра упоминается следующий эпизод: бабушка императора Антоку, дабы не попасть в плен к врагу, взяла на руки внука и бросилась с обрыва. За ней следом без колебаний последовали все придворные дамы. Существовало самоубийство из чести (канси), когда женщина убивала себя дабы не быть опозоренной. Так поступила вдова из провинции Хино. Местный феодал польстился на ее красоту и убил ее мужа, а после этого попросил руки вдовы. Она приняла предложение и на церемонии помолвки публично покончила с собой.


Но существовал и активный протест. Жены самураев брали в руки оружие, чтобы отомстить за смерть господина. Этого боялся сегун Токугава Иэясу. Он известен как объединитель Японии, нещадно каравший любого, кто покушался на его власть. Именно поэтому он запретил браки между самурайскими кланами без своего одобрения, а члены семей этих кланов (обычно жены и дети) жили в сегунском дворце в качестве заложников под постоянным приглядом. Мол, мало ли какую пакость затеют эти бабы из мести.


Помните фильм «Последний самурай» с Томом Крузом? Фильм основан на реальных событиях времен гражданской войны Босин 1877 года, когда коалиция восставших самураев во главе с Сайго Такамори дала последний бой императорским войскам в местечке Айзувакамацу. На стороне восставших сражались и европейцы. Один из них - капитан французской армии, военный инструктор Жуль Брунет (Jules Brunet). Это реальный прототип героя Тома Круза.


Силы были неравны, повстанцы бились насмерть возле замка Цуругазе, он стал их последним плацдармом. Но есть еще одна история, о которой не говорится в фильме. Это женщины клана Цуругазе. Они бились наравне с мужчинами и предпочли смерть плену. Самой младшей из них было 16 лет… В честь этой битвы стоит памятник недалеко от замка, каждый год проходят фестивали в память о тех событиях, но мало кто знает о женщинах, воевавших на стороне сегуна.

      История средневековья - это история человеческой жестокости, но где вы видите здесь забитых и растоптанных женщин?! Это воины, это хранительницы традиций и устоев своего клана, это преданность, это самопожертвование. Конечно, не стоит идеализировать и говорить о каком-то равноправии в те времена. Никто не видел в женщине равного партнера, никто не отрицает ни побоев, ни измен. Давайте посмотрим на ситуацию под другим углом. Я предлагаю вашему вниманию одну историю одной женщины японского средневековья.

      Это история Оива из дома Тамия. Она была единственной дочерью своего отца и оправдывала свое имя (Оива - скала). Упрямство и сложный характер умножались на неказистую внешность, поэтому желающих жениться на Оива не было. Наконец, отцу Оива с большим трудом деньгами и посулами удалось заполучить в зятья бродячего безземельного самурая по имени Иэмон. Все бы хорошо, но Иэмон влюбляется в Охана, наложницу соседнего феодала Ито. Охана беременна, бывший любовник хочет от нее избавиться побыстрее, поэтому Иэмон видится как спасение. Только вот что делать с Оива? Отец ее умер, то бишь за развод мстить не будет, но как дать развод без причины? И в головах заговорщиков вырисовывается план.
      Как-то вечером Ито вызывает Оива к себе и рассказывает о похождениях ее муженька. В бешенстве Оива возвращается домой, где довольный Иэмон дает Оива столь желанный для него развод. Причина была по тем временам ужасной: Оива - без разрешения, одна - покинула дом. Делать нечего, пришлось принять развод, Ито даже дал несчастной работу в ткацкой мастерской. Иэмон женится на Охана, усыновляет ее внебрачного ребенка, все вроде бы и хорошо, только доброхоты рассказали Оива всю подоплеку данной комбинации.
       Плача и стеная, она крушит все на своем пути и бросается в реку с обрыва. Мало-помалу кривотолки стихли, жизнь шла своим чередом. Иэмон живет с Охана душа в душу, у них рождаются дети. Пока однажды в саду своего дома Иэмон не видит призрак. С ужасом узнает он свою бывшую жену, Оива. После этого на семью нападают несчастья: сначала умирают дети, потом любимая Охана, а потом сам Иэмон. Так сбылось желание Оива: никому не досталось отцовское наследство.
       Усадьба Тамия пользовалась после этого дурной славой, никто не хотел там селиться, поэтому позже на месте замка был построен храм в честь души Оива. Эта история легла в основу многих спектаклей театра Но и Кабуки, актеры этих театров считают долгом посетить данный храм перед тем, как играть в спектакле о жизни этой женщины.
       Когда я в первый раз прочитала эту историю, мне было до ужаса жаль загубленную женскую судьбу. Позже, анализируя и пропуская этот рассказ через призму «забитости» восточной женщины, меня стали обуревать противоречивые чувства. Без сомнения, то, что муженек вытворил с Оива - это ужасно. Фактически он выгнал ее из родительского дома и поселился там с любовницей. Удивило другое: тот же муженек не мог дать развод просто так, искал повод, иначе будет осуждение и позор. Более того, разведенная жена нашла работу! Это в 17 веке. Я понимаю, что ткацкая мастерская - не лучший удел дочери самурая, но посудите сами: где в Европе в это время можно было развестись да еще и трудоустроиться?
      Удивило меня положение Охана. Конечно, она поступает подло, разрушая чужую семью, однако это не мешает ей выйти замуж за самурая (то бишь аристократа), имея на руках незаконнорожденного ребенка от другого мужчины. И никто ничему не удивляется, Иэмон усыновляет этого ребенка, вот и все дела. Возможно, это отличие японской синтоистской морали от европейской христианской?
      Ну а сама Оива? Заметьте, отец не мог принудить ее к замужеству, дочка родилась с характером. Ну и что, что некрасива, это не повод вешаться на кого попало. Потому и шарахались женихи от усадьбы Тамия. Думаете, не было тогда искателей богатых и некрасивых невест? Они были всегда, только Оива не была им по зубам. Узнав об измене мужа, она не молчит и не терпит. Она уходит из родного дома, бросает все, лишь бы не жить с предателем-мужем под одной крышей. Аристократка согласна работать ткачихой! Только бы подальше от подлеца-муженька.
      Конечно же, не было у женщин тех времен равных прав, не было и равных возможностей. Но где вы видите забитость? Я вижу сильную, гордую и независимую Женщину.

      Подводя итог, я снова хочу вернуться к статье Елены. Она метко подметила, что все пережитки домостроя типа побоев, пьянок и гулянок на стороне все еще имеют место быть в нашем обществе. Я же хочу заметить следующее: как при таких жутких условиях и полном бесправии - что российские домостроевские женщины, что средневековые японки – эти женщины умудрились сохранить чистоту и силу духа? Как удалось им среди крови и грязи вокруг хранить свое достоинство и честь?
      С другой стороны, многие наши современницы имеют массу прав по сравнению со средневековой женщиной. Они работают, учатся, они могут выбирать себе мужей, они могут разводиться и получать алименты, они даже могут засадить мужа в тюрьму за рукоприкладство. Могут. А не сажают. Терпят эти самые пьянки-гулянки-побои. Сами не только зарабатывают, но и часто содержат своих мужей или сожителей (что вообще-то вдвойне унизительно). Тянут на себе детей. Терпят, терпят, терпят… Ради чего? Ведь эпоха Домостроя прошла, и 21 век на дворе. Женщина свободна от предрассудков и вольна жить так, как хочет. Только получается, что эти самые средневековые женщины были духовно сильнее и богаче нас, не имея и сотой доли тех возможностей, что имеет сегодня современная женщина. А вот современная женщина, имея огромный выбор разных путей в своей жизни , частенько замыкается в своем личном маленьком средневековом мирке, состоящим из приношения себя в жертву мужчине, совершенно ее недостойному.

Виктория Ханан (Ершова), Япония
(momoko80)

Дата первой публикации: 2009-06-04

Виктория Ханан (Ершова), предыдущие публикации:

*Смешанный брак с арабом: что это значит?
*Адаптация родителей за границей
*Отклик на письмо Иветы: "Он мусульманин из ОАЭ. Подруги говорят, что это красивая сказка, не слишком ли
красиво?"

*Ответ на письмо Амины, Иордания "По законам ислама женщина должна оставаться чистой до свадьбы"
*Ответ на письмо Ирины (Великобритания): Мне тоже в свое время пришлось выбирать между мусульманством
и христианством

*Ответ на письмо "Ирина_Москва: Я бы хотела продолжить обсуждаемую тему "Брак в мусульманских странах"
*
Иная точка зрения - это не значит плохая точка зрения. Отклик на письмо Ирины (Великобритания) "Мне тоже пришлось выбирать между мусульманством и христианством"

 

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru